Село Высокое
Краткая историческая справка
Село Высокое возникло на ручье Тензе, на его правом возвышенном берегу. Может быть, поэтому и закрепилось за ним название Высокое. О времени его возникновения точных сведений нет. Однако в письменных источниках первой половины XVII столетия Высокое уже упоминается как владение польского магната Николая Абрамовича. Одно время оно находилось в ведении Мглинской ратуши (городского самоуправления). И жили здесь тогда казаки, крестьяне ратушные и крепостные, принадлежавшие Подлузским, Есимонтовским, Романовским, Лишиным, числившимся в мглинской казачьей сотне в начальствующем составе.
В 1726 году по указу императрицы Екатерины I село Высокое было отобрано у мглинской ратуши и отдано Андрею Барановскому за донос на солдата Семикова, выдававшего себя за царевича Алексея, сына Петра I.
В 1717 году в письменных документах Высокое упомянуто селом. Значит, была уже в нем и церковь, до нас не дошедшая. В первой четверти XIX века в Высоком был построен каменный храм Николая классической архитектуры, выполненный по хорошему рисунку. В 1890 году при церкви была открыта начальная школа в собственном здании. Она называлась Высоцкая церковно-приходская школа Черниговской епархии.
В 1726 году по указу императрицы Екатерины I село Высокое было отобрано у мглинской ратуши и отдано Андрею Барановскому за донос на солдата Семикова, выдававшего себя за царевича Алексея, сына Петра I.
В 1717 году в письменных документах Высокое упомянуто селом. Значит, была уже в нем и церковь, до нас не дошедшая. В первой четверти XIX века в Высоком был построен каменный храм Николая классической архитектуры, выполненный по хорошему рисунку. В 1890 году при церкви была открыта начальная школа в собственном здании. Она называлась Высоцкая церковно-приходская школа Черниговской епархии.
Перечень и фотоиллюстрации наиболее значимых, привлекательных, доступных для туристов объектов
Объекты религиозного назначения
Церковь Николая Чудотворца расположена на краю села, на высоком мысу между двумя оврагами. Построена в 1805 г. из кирпича и оштукатурена. Оригинальный памятник в стиле зрелого классицизма - восьмигранный купольный храм, центричность которого нарушает сильно развитая алтарная часть. Основной восьмерик имеет более узкие диагональные грани и выделенный аттиковый ярус, увенчанный граненым куполом с декоративным фонарем-четвериком и главкой (не сохр.). Три широкие грани украшены четырехко-лонными входными портиками с фронтонами, а к восточной почти во всю ширину объема примыкает прямоугольный алтарь с выступающей в центре полукруглой апсидой.
Главную роль в строгом и парадном декоре фасадов играют портики упрощенного тосканского ордера с несколько массивными колоннами и неполным антаблементом. Тяга на уровне двух третей стен, карнизы портиков и алтаря, а также венчающий карниз восьмерика имеют небольшие выносы; прямоугольные окна и двери с простыми обрамлениями. Необычны большие круглые окна с плоским тянутым обрамлением, расположенные в два яруса вверху диагональных граней. В треугольном фронтоне восьмерика над алтарем сохранились остатки росписей с частью надписи, говорящей об их "возобновлении" в 1832, 1866 и 1892 гг. "усердием... казака Ивана Иосифовича Людькова".
Интерьер храма образует просторный восьмигранный зал, перекрытый граненым сводом. Его стены лишены архитектурных членений, кроме отделяющего верхнюю часть карниза. Интересно сочетание находящихся над входами широких полуциркульных проемов и расположенных в два яруса круглых окон в простых рамках. Широкая арка соединяет храм с низким алтарем, разделенным на три части. Средняя из них перекрыта коробовым сводом, заканчивающимся конхой.
Главную роль в строгом и парадном декоре фасадов играют портики упрощенного тосканского ордера с несколько массивными колоннами и неполным антаблементом. Тяга на уровне двух третей стен, карнизы портиков и алтаря, а также венчающий карниз восьмерика имеют небольшие выносы; прямоугольные окна и двери с простыми обрамлениями. Необычны большие круглые окна с плоским тянутым обрамлением, расположенные в два яруса вверху диагональных граней. В треугольном фронтоне восьмерика над алтарем сохранились остатки росписей с частью надписи, говорящей об их "возобновлении" в 1832, 1866 и 1892 гг. "усердием... казака Ивана Иосифовича Людькова".
Интерьер храма образует просторный восьмигранный зал, перекрытый граненым сводом. Его стены лишены архитектурных членений, кроме отделяющего верхнюю часть карниза. Интересно сочетание находящихся над входами широких полуциркульных проемов и расположенных в два яруса круглых окон в простых рамках. Широкая арка соединяет храм с низким алтарем, разделенным на три части. Средняя из них перекрыта коробовым сводом, заканчивающимся конхой.