Мглинский район

Тел: +7 (48339) 2-10-69

Эл. почта: mgladm@mail.ru

Адрес: 243220, Брянская обл.,

г. Мглин, пл. Советская, 6

Краткая историческая справка

 

Интереснейшим городом Брянской области считается Мглин.  
Старинный город Мглин расположен на высоких, пересеченных оврагами берегах речушки Судынки, впадающей в реку Воронусу – приток Ипути.  Возник  город Мглин на правом возвышенном берегу р. Судынки земляным укрепленным поселением и потому долгое время именовался земляным городом. Основали Мглин наши предки –  восточные славяне на  возвышенности, которая ныне именуется Воздвиженская гора.
Городок утопает в зелени. Его холмистые и лесистые окрестности чаруют своей красотой. Это тихий городок, вдали от железной дороги, с населением около 8 тысяч  человек.  
Город Мглин входит в список 115 наиболее древних городов России. В 1 км от современного города, вверх по течению Судынки (приток Ипути), на мысу высокого правого берега находится городище, которое Карамзин считал древним Мглином, упоминаемым в Ипатьевской летописи в 1160 году под названием Зартый (Зарытый). Летописные известия о собственно Мглине относятся к 14 веку. Литовские метрики за 1387 год отмечают захват Мглина князем Ольгердом.  
Исторически Мглин – город-крепость, форпост русского государства в борьбе против иноземных захватчиков: татар, литовцев, поляков, шведов, французов, немцев.
История Мглина и земли Мглинской неразрывно связана с православием и защитой рубежей российских. Недаром на гербе города, утвержденном Екатериной II, изображена триединая золотая башня – символ мужества и стойкости в защите Родины.
О прошлом города, его истории нам напоминают хорошо сохранившиеся памятники архитектуры: Успенский собор, церковь Святой Варвары, здание бывшей городской управы, где в настоящее время находится Мглинская средняя школа № 1, много в городе и других построек давних времен, формировавших его облик. Рядом с ними соседствуют новые жилые дома, современные здания предприятий и организаций. Таким образом, современность соединилась с древней историей города.
Перечень и фотоиллюстрации наиболее значимых, привлекательных, доступных для туристов объектов



Памятники градостроительства

1)  Амбар расположен в центральной части города, к северо-востоку от Успенского собора, за городским парком. Это одна из немногих сохранившихся в области ка¬менных, хозяйственных построек этого времени. Здание кирпичное, со следа¬ми известковой обмазки, двускатная кровля имеет позднее шиферное покрытие.

/bank/redaktor/t/137183041118093.jpg

 

Амбар, последняя треть XIX века

 

Прямоугольный в плане двухэтаж¬ный объем с высоким цоколем обра¬зует на торцах высокие кирпичные фронтоны. Скупой декор фасадов представлен угловыми лопатками, пе¬ребитыми на середине высоты тремя рядами выпущенной кладки, и разви¬тым карнизом с сухариками. Обшир¬ные плоскости стен лишены оконных проемов. В западном продольном фа¬саде прорезаны ворота с обшитыми железом створками; над карнизом се¬верного фронтона имеется металличе¬ская чердачная дверь

 

/bank/redaktor/t/137183055213656.jpg

 

Ворота амбара

 

Плоское перекрытие отделяет чердачное помещение от основного объема.

 

/bank/redaktor/t/13718306931206.jpg

 

План амбара

 

2). ДОМ ЖИЛОЙ, 2-я половина 19 в. ул. Буденного, 7.
Расположен в центре города, вблизи главной площади, поставлен по красной линии улицы. Построен для уездного предводителя дворянства И.М. Скаржинского. Кирпичное одноэтажное здание с подвалом, фасады оштукатурены. Пря¬моугольный в плане объем, вытянутый вдоль улицы, завершен кровлей на два ската. Простой декор фасадов включа¬ет замковые камни над прямоугольны¬ми окнами и простой венчающий кар¬низ.
В начале 1960-х гг. к нему при¬строен Дом культуры. Один из немно¬гих сохранившихся домов города перио¬да эклектики.

 

/bank/redaktor/t/137183084914397.jpg

 

Дом жилой , 2-я пол. 19 в. В настоящее время – Дом культуры, ул. Буденного, д.7

 

3).  ЖИЛОЙ ДОМ  О.Г. Попелышко, конец ХIХ в. (1880 г.), пл. Советская, д.11

 

/bank/redaktor/t/137183092311.jpg

 

Жилой дом О.Г. Попелышко на Советской площади, 11. Конец ХIХ в. (1880 г.)

 

Жилой дом  Попелышко расположен в центре города, на главной площади. Построен для мест¬ного крупного торговца и землевла¬дельца Борлуева. В начале 20 века в нем раз¬местилась школа городской управы, позднее преобразованная в мужскую гимназию. Хороший образец уездной жилой архитектуры Брянщины перио¬да эклектики.
Двухэтажное кирпичное здание с поздней пристройкой, ныне оштукату¬ренное, перекрыто четырехскатной вальмовой кровлей. В первом этаже, предназначенном для торговли, окна прямоугольные, частично растесанные, во втором – арочные, с лучковыми перемычками. Скромный фасадный декор представлен пилястрами и венчающим карнизом.


4). ТЮРЬМА   (ТЮРЕМНЫЙ   ЗАМОК), 3-я четверть 19 века, 1-й пер. Володарского, 21.

/bank/redaktor/t/137183110914696.jpg

 

Расположена на окраине города. Возведена между 1857 и 1872 гг. силами Черниговской строительной и дорож¬ной комиссии, на средства купцов из Новгород-Северского – Брука, Быховского и Слонима, которые сдали это сооружение в аренду государству. Ха¬рактерный пример тюремного здания 2-й половины 19 века в провинциальном уездном центре.
Кирпичные стены трехэтажного корпуса с четырехскатной вальмовой кровлей оштукатурены по нижнему этажу. Все окна прямоугольные, венчающий карниз многообломный.
5). УПРАВА ЗЕМСКАЯ, вторая половина ХIХ века, Советская площадь, 17.
Расположена в центре города и игра¬ет важную роль в застройке главной площади. Построена в 1879 г. из кирпи¬ча и оштукатурена. Интересный обра¬зец уездного административного здания в области периода эклектики.

 

/bank/redaktor/t/137183120911412.jpg

 

Здание бывшей гимназии и земской управы. 1885-1900 гг. (ныне средняя школа № 1 г. Мглина).

 

Двухэтажный прямоугольный в пла¬не объем с поздней пристройкой с левой стороны завершен вальмовой кровлей. Фасадное убранство довольно нарядно и состоит из рамочных наличников пря¬моугольных окон, профилированного междуэтажного пояса и фигурного вен¬чающего карниза.



Памятники истории

На   площади Советской г. Мглина расположены два мемориальных комплекса в память воинов-освободителей: памятник воинам-танкистам и мемориал воинам–освободителям с аллеей  Героев.

/bank/redaktor/t/137183163515709.jpg

 

Памятник воинам-танкистам

 

/bank/redaktor/t/137183169111101.jpg

 

Мемориал воинам-освободителям. Аллея Героев

 

На территориях городского кладбища и учебного полигона ПУ-37 установлены памятники  воинам-освободителям

 

/bank/redaktor/t/137183177515890.jpg

 

Памятник воинам-освободителям на городском кладбище

 

22 октября 2011 года в Мглинском районе прошло два значимых события— в г. Мглине  открыт памятник воинам-интернационалистам, погибшим в Афганистане и Чечне, а в деревне Соколовке—памятник солдатам Великой Отечественной, не вернувшимся с полей сражений.

 

/bank/redaktor/t/137183191116578.jpg

 

Право открыть памятник  было  предоставлено Николаю Кондрат, Николаю Ишутину и Владимиру Сигаеву

 

Двадцать два года прошло с того времени, как наши войска покинули Афганистан, но для солдат, прошедших его дорогами, годы службы никогда не сотрутся из памяти.  
73 уроженца Мглинского района с 1979 по 1989 год служили в далекой стране, двое из них - Михаил Быков и Михаил Штырхунов - не вернулись домой.
130 мглинских парней участвовали в чеченской войне. Жизни пятерых—Александра Ващенко, Игоря Чверткова, Игоря Никифорова, Василия Гуляева, Сергея Медведцева—оборвались на взлёте.

 

/bank/redaktor/t/137183191127927.jpg

 

Освещение памятника воинам-интернационалистам

 



Объекты религиозного назначения

1). ХРАМОВЫЙ КОМПЛЕКС СОБОРА УСПЕНИЯ И ЦЕРКВИ ВАРВАРЫ, ХIХ век, угол улиц Ленина и Буденного.

 

/bank/redaktor/t/137183211016119.jpg

 

Успенский собор

 

Расположен на возвышенности в цент¬ре города, играет ведущую роль в его па¬нораме. Состоит из Успенского собора и стоящей рядом теплой церкви Варвары. Деревянный храм Успения известен здесь с 17 в. Каменный собор заложен в 1815 г., в память о событиях Отечественной вой¬ны 1812 г., на пожертвования Коллежско¬го ассесора Григория Лишина. В связи с недос¬татком средств, строительство шло мед¬ленно, и возведенное в основном в 1825 г. здание было закончено лишь в 1827-30 гг. на присланные Николаем I деньги. Зимняя церковь Варвары построена на средства прихожан в 1874 году вместо преж¬ней, деревянной.
Главенствует в комплексе мощное здание Успенского собора, выполнен¬ное в стиле позднего классицизма и имевшее ранее две колокольни с высо¬кими шпилями  (разобраны в 1930 г.). К югу от собора находится сооруженная в русском стиле церковь Варвары. Храмы  окружала невысокая каменная ограда конца 19 века, расчлененная лопатками на прясла с забранными решетками полу¬циркульными арками (не сохранились). В огра¬де было несколько ворот с небольшими служебными постройками, увенчанны¬ми либо луковичными главками на вы¬соких шеях (против главного и бокового входов в церковь Варвары), либо невы¬сокими восьмериками с кокошниками и шатрами (против входа в собор). Несмот¬ря на разностильность сооружений, ком¬плекс производит впечатление цельно¬сти благодаря внушительности форм и живописности силуэта. В 1980-х гг. хра¬мы реставрированы: Успенский собор по проекту архитектора А.Г. Азарова, церковь Варвары – А.Г. Азарова и Г.П. Степаненко.


/bank/redaktor/t/137183219914691.jpg

Собор Успенский – один из значи¬тельных в области памятников позднего классицизма с торжественно строгими и подчеркнуто монументальными архитек¬турными формами. Фундаменты буто¬вые, стены и своды кирпичные, снару¬жи и внутри оштукатуренные. Большой крестово-купольный четырехстолпный и пятиглавый храм соборного типа. Пространственная композиция отлича¬ется четкостью и лаконизмом: массив¬ный квадратный в плане объем имеет в центре боковых и западного фасадов крупные четырехколонные входные портики с фронтонами, на восточном им соответствует слабый ризалит. Объем венчают тяжелые цилиндрические барабаны на низких четырехгранных ос¬нованиях со ступенчатыми аттиками и пологими куполами; они завершены не¬большими глухими цилиндрами глав с яблоками и крестами. При этом боль¬шой центральный барабан господствует над меньшими угловыми, что еще более подчеркивает массивность завершения. Композицию первоначально обогаща¬ли две трехъярусные колокольни, сто¬явшие по сторонам западного фасада и соединявшиеся с ним узкими перемычками на уровне карниза.
Фасадный декор собора классически строг и лаконичен. Обработка стен (за исключением портиков и ризалита) го¬ризонтальным рустом создает ощуще¬ние мощи, которое усиливают и сами портики – с массивными тосканскими колоннами на постаментах, широким ан¬таблементом, квадратными нишами во фризе и модульонами в карнизе. Расположенные по сторонам портиков прямоугольные, лишенные наличников окна с сандриками помещены в большие пло¬ские ниши. Их верхние полукруглые ча¬сти решены как проемы второго света и отделены тягой, обходящей все фасады. Завершенные карнизами барабаны про¬резаны арочными (центральный) и круг¬лыми (боковые) проемами. К западному портику ведет широкая лестница.
Просторный интерьер собора разде¬лен четырьмя мощными пилонами с арками между ними и стенами на девять пространственных ячеек. Более высокая и светлая центральная часть завер¬шена барабаном с куполом, опирающимся на подпружные арки с парусами. Над угловыми ячейками поставлены меньшие купила» на своеобразных до¬полнительных арках и парусах, благода¬ря чему эти ячейки также приобретают вертикализм. Ветви креста перекрыты коробовыми сводами с перпендикуляр¬ными их осям распалубками над подпружными арками. В восточных угло¬вых ячейках расположены гфиделы: Благовещения (южный) и Архангела Михаила (северный); над западной ячейкой устроены деревянные хоры с лестницей.
Гладкие, окрашенные масляной краской стены имеют штукатурные карнизы простых профилей. В цент¬ральной части сохранились настенные росписи 2-й пол.19в., выполненные масляной краской по штукатурке: в ку¬поле потемневшее изображение Савао¬фа, фигуры апостолов между окнами и полуфигуры евангелистов на парусах.
В классицистическом резном иконо¬стасе собора были копии икон В.Л.Боровиковского из церкви Покрова в усадьбе Новая Романовка.

 

/bank/redaktor/t/137183233415645.jpg

 

Успенский собор. 1815-1832 гг. Фото 2007 г.

 

/bank/redaktor/t/137183237818513.jpg

 

Храмовый комплекс. Успенский собор и церковь Великомученицы Варвары. Фото 2007 г.

 

Церковь Варвары. Своеобразный бесстолпный трехчастный пятиглавый храм в русском стиле. Сооружен из кир¬пича и побелен по кладке. В композиции доминирует основной объем – слег¬ка вытянутый по оси восток – запад чет¬верик, увенчанный пятью небольшими широко расставленными главами на по¬стаментах (средняя световая, располо¬женные над углами глухие). К нему при¬мыкают пониженные: пятигранная рас¬тянутая по ширине апсида и маленькая прямоугольная паперть с фронтоном.

 

/bank/redaktor/t/137183245815751.jpg


Церковь Великомученицы Варвары. Вторая половина XIX века

Кирпичное убранство фасадов, под¬ражающее формам русской архитектуры 17 в., отличается некоторой тяжело¬весностью. Стены имеют высокий, от¬деленный профилированным поясом цоколь с крупными ширинками. На его выступы, как на пьедесталы, опираются украшающие фасады полуколонки с ка¬пителями (на углах тройные, собранные в пучки), которые членят боковые сто¬роны четверика на три прясла, обрабо¬танные неглубокими нишами-филенка¬ми с аркатурой в завершении. Аналогичные полуколонки поставлены на углах  апсиды. Венчает стены антаблемент с городчатым фризом, перебитый на западном и восточном фасадах арочными киотами.
Основное помещение храма,  перерытое коробовым сводом, соединено широким проемом с алтарной апсидой, имеющей  лотковый свод. В конце 19 - начале 20 веков в алтарной нише написана масляными красками в духе позднего академизма композиция "Моление о чаше". Тем же временем датируется трехъярусный иконостас – типичный памятник русского стиля. Его декоративное убранство состоит из килевидных и трехлопастных обрамлений икон верхнего яруса, разнообразной формы колонок, отделяющих иконы друг от друга, и фризов с накладной резьбой геометрического рисунка.

 

 

2). ЦЕРКОВЬ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОР¬ЦА, сер. 19 в.

 

/bank/redaktor/t/137183257919346.jpg

 

Церковь Николая Чудотворца (на кладбище г. Мглина). Середина XIX века.

 

Расположена на городском кладбище в окружении деревьев. Построена в 1863 году вместо прежней, деревянной, "тщанием" местного губернского секретаря М.А. Голяки. Кирпичная и ошту¬катуренная. Интересный образец трехчастного бесстолпного храма в русском стиле со свободно интерпретированны¬ми формами архитектуры 17 века.
Объемно-пространственная компо¬зиция компактна и проста. Основной кубический объем в два света завершен пологой четырехскатной кровлей, увенчанной небольшим деревянным глухим четвериком и миниатюрным куполом-главкой с крестом. Прямоугольный в плане алтарь и короткая трапезная не¬сколько понижены. Широкий нижний четверик примыкающей с запада двухъя¬русной колокольни растянут по оси се¬вер-юг, а узкий верхний, с арками зво¬на, прежде был завершен шатром.
Декор фасадов состоит из граненых полуколонок на углах объемов и раскрепованных над ними карнизов, под которыми помещен оригинальный аркатурный пояс. Арочные окна (по два на боковых фасадах четверика, по одно¬му на алтаре и трапезной) заключены в рамочные наличники с рустованными боковыми частями и тремя небольшими нишками-ширинками под подоконной тягой. Окна второго света четверика небольшие, круглые.
Внутри алтарь полностью открыт в центральный объем, а трапезная соеди¬нена с ним проемом, как и с нижним яру¬сом колокольни, служившим притвором. Перекрытия плоские, по балкам; лишь в средней части притвора сомкнутый свод, а в узких боковых - коробовые.

 

/bank/redaktor/t/137183257926973.jpg

 

Перед церковью находится могила Ф.С. Байдаковской (ум. в 1914 г.), открывшей первую во Мглине женскую гимназию на собственные средства во флигеле своей усадьбы. На обелиске из серого мрамора – изображение раскрытой книги с надписью: "Ты отдала лю¬дям все, ничего не взяв от них". Непода¬леку могила Ю.И. Бубновской (урожд. Круковской, 1850-1913), революцио¬нерки, участницы кружка "Южные бун¬тари", много лет проведшей в тюрьмах и ссылке. На обелиске из серого грани¬та (крест утрачен) надпись: "Господи, успокой душу ея во царствии Своем до¬рогой моей страдалицы Юлиньки бо¬ровшуюся за братство, равенство, сво¬боду и независимость всех наций и со¬словий без различия сословий и состоя¬ний". Справа от церкви - могила перво¬го председателя Мглинского уездного Совета левого эсера П.Б. Шимановского (1876-1918).

 

Голосование по выбору общественных территорий

Общенациональная ассоциация ТОС

Другое Дело