Село Курчичи
Краткая историческая справка
Село Курчичи возникло при реке Воронусе. В 1723 году здесь было казаков 22 двора, пороховиков – 4 двора, крестьян ратушных – 7 дворов и две хаты. В 1751 году граф Кирилл Разумовский отдал крестьянские дворы и землю в Курчичах и соседней деревне Ветлевке Петру Искрицкому. Были здесь зависимые дворы у значкового товарища Романовского, у бунчукового товарища Искрицкого и у Марфы Есимонтовской. А три двора крестьян находились в подданстве шумаровских казаков Лисионков.
Перечень и фотоиллюстрации наиболее значимых, привлекательных, доступных для туристов объектов
Объекты религиозного назначения
Церковь Воздвижения
Расположена на краю села, вытянув¬шегося вдоль высокого берега р. Воронуса. Возведена в 1831 г. из кирпича и оштукатурена. Небольшой храм в стиле ампир трак¬тован подчеркнуто монументально. Ти¬пологически представляет собой ку¬польную постройку крещатой формы.
В четкой и компактной композиции вы¬делен основной объем в виде тяжелова¬той ротонды с низким ступенчатым аттиком и полусферой купола, завершен¬ного маленькой главкой на цилиндриче¬ском постаменте. С четырех сторон к ротонде примыкают небольшие прямо¬угольные пониженные рукава с дву¬скатными кровлями: восточный - ал¬тарь, северный и южный - боковые притворы с портиками, а удлиненный западный — трапезная. Она заканчива¬ется невысокой трехъярусной коло¬кольней с куполом и коротким шпилем. Служивший папертью нижний четверик колокольни имеет с запада вход; у двух верхних ярусов (промежуточного с ма¬ленькими круглыми проемами и звона с арками) срезаны углы. Сдержанное убранство фасадов ти¬пично для стиля ампир. Горизонтальная рустовка стен рукавов контрастирует с гладкими фасадами ротонды и коло¬кольни. Объемы завершают упрощен¬ные антаблементы, а верхние ярусы ко¬локольни - простые карнизы. Боковые портики тосканского ордера имеют по две пары широко расставленных в цен¬тре колонн на общих постаментах и фронтоны с крупными модильонами в карнизе. Прямоугольные окна с усту¬пом по краю подчеркнуты подоконными выступами. Филенчатые ниши укра¬шают срезанные углы колокольни.
В интерьере доминирует круглый, перекрытый куполом зал, в который открыты низкие боковые помещения, апсида и трапезная с коробовыми свода¬ми. Западная часть трапезной, отделен¬ная аркой, соединена арочным проемом с восьмигранным помещением нижне¬го яруса колокольни (паперть), также имеющим коробовый свод. В алтаре сохранились настенные рос¬писи, выполненные в нач. 20 в. масля¬ной краской: на восточной стене изо¬бражены в рост фигуры Христа, Марии, Иоанна Предтечи и Фомы; на боковых - святые Серафим Саровский и Феодо¬сий Угличский. К этому времени отно¬сится также иконостас, декорирован¬ный скромной резьбой, в котором со¬хранились четыре иконы, написанные маслом на досках.
В четкой и компактной композиции вы¬делен основной объем в виде тяжелова¬той ротонды с низким ступенчатым аттиком и полусферой купола, завершен¬ного маленькой главкой на цилиндриче¬ском постаменте. С четырех сторон к ротонде примыкают небольшие прямо¬угольные пониженные рукава с дву¬скатными кровлями: восточный - ал¬тарь, северный и южный - боковые притворы с портиками, а удлиненный западный — трапезная. Она заканчива¬ется невысокой трехъярусной коло¬кольней с куполом и коротким шпилем. Служивший папертью нижний четверик колокольни имеет с запада вход; у двух верхних ярусов (промежуточного с ма¬ленькими круглыми проемами и звона с арками) срезаны углы. Сдержанное убранство фасадов ти¬пично для стиля ампир. Горизонтальная рустовка стен рукавов контрастирует с гладкими фасадами ротонды и коло¬кольни. Объемы завершают упрощен¬ные антаблементы, а верхние ярусы ко¬локольни - простые карнизы. Боковые портики тосканского ордера имеют по две пары широко расставленных в цен¬тре колонн на общих постаментах и фронтоны с крупными модильонами в карнизе. Прямоугольные окна с усту¬пом по краю подчеркнуты подоконными выступами. Филенчатые ниши укра¬шают срезанные углы колокольни.
В интерьере доминирует круглый, перекрытый куполом зал, в который открыты низкие боковые помещения, апсида и трапезная с коробовыми свода¬ми. Западная часть трапезной, отделен¬ная аркой, соединена арочным проемом с восьмигранным помещением нижне¬го яруса колокольни (паперть), также имеющим коробовый свод. В алтаре сохранились настенные рос¬писи, выполненные в нач. 20 в. масля¬ной краской: на восточной стене изо¬бражены в рост фигуры Христа, Марии, Иоанна Предтечи и Фомы; на боковых - святые Серафим Саровский и Феодо¬сий Угличский. К этому времени отно¬сится также иконостас, декорирован¬ный скромной резьбой, в котором со¬хранились четыре иконы, написанные маслом на досках.