Село Новая Романовка
Краткая историческая справка
Село Новая и Старая Романовки расположены в южной части Мглинского района. Села расположены на берегах реки Воронусы.
Достоверные сведения о Старой и Новой Романовке начинаются со второй половины XVII века. Деревня Старая Романовка при речке Воронусе возникла на месте бывшей буды, на землях, еще никому не принадлежащих. Основал ее знатный казак мглинской сотни Иван Романович Романовский. В 1694 г. на другой стороне Воронусы по разрешению полковника Стародубского полка Миклашевского Романовский начал «садить» новое поселение. С этого времени за старым поселением закрепляется название Старая Романовка, а за новым – Новая Романовка. Разрешение Миклашевского, данное сотнику Романовскому, было утверждено в 1695 году гетманом Мазепой. Так возникли обе Романовки. Возникли они как свободные поселения, но потом оказались в полной крепостной зависимости от помещиков и неоднократно передавались по наследству. В дальнейшем они перешли к Турковским, а затем к Борковским, у которых находились вплоть до Октябрьской революции.
Из всех владельцев Романовок наибольшую память о себе оставил Степан Артемьевич Лашкевич. Его предки – выходцы из Белоруссии жили в Стародубе, служили в Стародубском полку, за безупречную службу получали денежное вознаграждение и пожалованные земли. Потомок этих Лашкевичей – Степан Артемьевич служил на Мглинщине, имел звание корнета, женился на Александре Андреевне Дуниной-Борковской. И в течение 1801-1807 годов все имения Борковских – обе Романовки, Ветлевка, Ормин, Лукавица стали владением С.А.Лашкевича. Владелец такого обширного имения поселился в Новой Романовке.
Достоверные сведения о Старой и Новой Романовке начинаются со второй половины XVII века. Деревня Старая Романовка при речке Воронусе возникла на месте бывшей буды, на землях, еще никому не принадлежащих. Основал ее знатный казак мглинской сотни Иван Романович Романовский. В 1694 г. на другой стороне Воронусы по разрешению полковника Стародубского полка Миклашевского Романовский начал «садить» новое поселение. С этого времени за старым поселением закрепляется название Старая Романовка, а за новым – Новая Романовка. Разрешение Миклашевского, данное сотнику Романовскому, было утверждено в 1695 году гетманом Мазепой. Так возникли обе Романовки. Возникли они как свободные поселения, но потом оказались в полной крепостной зависимости от помещиков и неоднократно передавались по наследству. В дальнейшем они перешли к Турковским, а затем к Борковским, у которых находились вплоть до Октябрьской революции.
Из всех владельцев Романовок наибольшую память о себе оставил Степан Артемьевич Лашкевич. Его предки – выходцы из Белоруссии жили в Стародубе, служили в Стародубском полку, за безупречную службу получали денежное вознаграждение и пожалованные земли. Потомок этих Лашкевичей – Степан Артемьевич служил на Мглинщине, имел звание корнета, женился на Александре Андреевне Дуниной-Борковской. И в течение 1801-1807 годов все имения Борковских – обе Романовки, Ветлевка, Ормин, Лукавица стали владением С.А.Лашкевича. Владелец такого обширного имения поселился в Новой Романовке.
Перечень и фотоиллюстрации наиболее значимых, привлекательных, доступных для туристов объектов
Памятники истории
УСАДЬБА ДУНИНЫХ – БОРКОВСКИХ
Усадьба Дуниных-Борковских находится в центре большого древнего села Новая Романовка на правом берегу реки Воронуса. Первоначальный облик усадьбы кон. 17 — 18 в. неизвестен. В нынешнем виде комплекс сложился в течении 1-й пол. — сер. 19 в. В 1811 году по заказу помещика С. А. Лашкевича построена усадебная каменная церковь Покрова, заменившая деревянный храм 1712 г. Ее интерьер украсил иконостас с иконами, выполненными в 1814-1815 гг. выдающимся русским художником В.Л. Боровиковским. Всего икон письма Боровиковского в Новоромановской церкви было 26, но они не сохранились.
УСАДЬБА ДУНИНЫХ – БОРКОВСКИХ 1-я пол. - сер. 19 в.
Помимо икон в Новоромановской церкви более 100 лет хранилась достопамятная запись С.А.Лашкевича, в которой сообщается, что 7 сентября 1825 года он в своей деревне Лукавице на почтовой станции встречал императора Александра I и в знак гостеприимства подносил ему хлеб. А 13 сентября, сообщается далее, во Мглин прибыла его жена Елизавета Алексеевна, ночевала в доме Мглинского дворянина Косача и 14 числа слушала торжественное богослужение в храме Воскресения Христова. Торжественная встреча царя в Лукавице и царицы во Мглине «для любопытства будущим временем» была записана в Романовской церкви белилами на массивной двери. Эта дверь в настоящее время хранится в городе Мглине, в районном краеведческом музее.
У С.А.Лашкевич, женатом на А.А.Дуниной-Борковской, детей не было. Поэтому имения в Романовках, Ветлевке, Ормино, Лукавице после его смерти перешли по наследству к детям брата его жены Дмитрия Андреевича Дунина-Борковского.
В 1853 году по проекту известного петербургского архитектора Д.Е. Ефимова для Дунина - Борковского выстроен великолепный каменный дом. Обширный парк, возможно, сохранил в основе планировки систему регулярного парка - сада первоначальной усадьбы. В настоящее время усадьба состоит из барского дома, церкви и парка. Утрачены отдельно стоявшая колокольня и все службы, не сохранилось также внутреннее убранство дома и храма, частично потерявшего один из портиков. В 1970 — 1972 гг. между усадебным домом и парком построено здание школы.
Один из интереснейших усадебных ансамблей Брянской области периода позднего классицизма - начало стилизаторства. В его построении и облике сочетаются принципы регулярной и свободной планировки. Главной композиционной особью усадьбы является центральная липовая аллея, вдоль которой расположены основные постройки. Она начинается от пристани на берегу прежде существовавшего большого пруда и проходит с востока на запад более 0,5 км: В начале аллеи расположен дом, главным фасадом ориентированный на водное зеркало пруда. На полого спускавшемся к воде склоне перед домом был построен парадный партер, не препятствующий обзору здания из-за пруда. С противоположной стороны дома располагались появившиеся, видимо, в конце 19 — начале 20 в. игровые площадки (теннисная, крокетная и др.) и регулярно спланированный цветник. Западнее, отделенный липовой аллеей, начинается зеленый массив пейзажного парка с двумя небольшими прудами, за которыми в окружении деревьев стоит церковь.
У С.А.Лашкевич, женатом на А.А.Дуниной-Борковской, детей не было. Поэтому имения в Романовках, Ветлевке, Ормино, Лукавице после его смерти перешли по наследству к детям брата его жены Дмитрия Андреевича Дунина-Борковского.
В 1853 году по проекту известного петербургского архитектора Д.Е. Ефимова для Дунина - Борковского выстроен великолепный каменный дом. Обширный парк, возможно, сохранил в основе планировки систему регулярного парка - сада первоначальной усадьбы. В настоящее время усадьба состоит из барского дома, церкви и парка. Утрачены отдельно стоявшая колокольня и все службы, не сохранилось также внутреннее убранство дома и храма, частично потерявшего один из портиков. В 1970 — 1972 гг. между усадебным домом и парком построено здание школы.
Один из интереснейших усадебных ансамблей Брянской области периода позднего классицизма - начало стилизаторства. В его построении и облике сочетаются принципы регулярной и свободной планировки. Главной композиционной особью усадьбы является центральная липовая аллея, вдоль которой расположены основные постройки. Она начинается от пристани на берегу прежде существовавшего большого пруда и проходит с востока на запад более 0,5 км: В начале аллеи расположен дом, главным фасадом ориентированный на водное зеркало пруда. На полого спускавшемся к воде склоне перед домом был построен парадный партер, не препятствующий обзору здания из-за пруда. С противоположной стороны дома располагались появившиеся, видимо, в конце 19 — начале 20 в. игровые площадки (теннисная, крокетная и др.) и регулярно спланированный цветник. Западнее, отделенный липовой аллеей, начинается зеленый массив пейзажного парка с двумя небольшими прудами, за которыми в окружении деревьев стоит церковь.
ПАРК
Интересный памятник садово-паркового искусства периода классицизма, созданный в соответствии с принципами регулярной и пейзажной планировки. Основой планировочной структуры служит геометрическая сетка прямых аллей, плотно обсаженных липами и членящих парк на ряд крупных участков.3 Территория с юга ограничена дорогой, а с востока берегом пруда. Широкая главная аллея пронизывает парк в продольном направлении; две другие, перпендикулярны ей, делят его на три зоны. Прибрежный луг, партер, площадки и цветники вокруг дома с редкими группами кустов и отдельными деревьями образовывали, первую открытую зону парка, которая как бы обрамляла дом. Далее располагалась основная, ландшафтная часть, имитирующая естественную рощу с двумя прудами, между которыми по насыпи проходила главная аллея. Самая удаленная часть парка с несколькими небольшими лужайками была засажена преимущественно фруктовыми деревьями.
Основу озеленения парка составляют местные породы деревьев и кустарников. Аллеи обсажены главным образом липами, которые широко использованы и в ландшафтной части. Часто встречаются дуб, клен остролистый, береза; представлены также ясень, вяз, осина и другие деревья, некогда формировавшие ландшафтные группы. Целые заросли образуют лещина, боярышник, бересклет, калина и другие породы кустарника. Плодовые посадки состоят в основном из яблонь (Антоновка) груш.
Основу озеленения парка составляют местные породы деревьев и кустарников. Аллеи обсажены главным образом липами, которые широко использованы и в ландшафтной части. Часто встречаются дуб, клен остролистый, береза; представлены также ясень, вяз, осина и другие деревья, некогда формировавшие ландшафтные группы. Целые заросли образуют лещина, боярышник, бересклет, калина и другие породы кустарника. Плодовые посадки состоят в основном из яблонь (Антоновка) груш.
ДОМ
Оригинальный образец усадебного строительства середины 19 в., выполненный в духе подражания загородным виллам итальянского Возрождения. Большое одноэтажное здание (двухэтажное в северной части) с подвалом, надстройками и бельведером сооружено из кирпича и оштукатурено. Композиция его подчеркнуто асимметрична и слагается из ряда объемов, основная прямоугольная в плане часть с четко выявленным цоколем имеет на главном, обращенном к пересохшему пруду восточном фасаде два ризалита со скругленными углами и глубокую лоджию между ними с четырьмя тосканскими колоннами. Над ризалитами (в левом расположен главный вход) поставлены невысокие надстройки второго этажа: правая смыкается с надстройкой всей северной части здания; к левой примыкает двухъярусная башня - бельведер, венчающая юго — восточный угол дома и доминирующая в силуэте здания. Живописность композиции усиливают пятигранный выступ бокового южного фасада и срезанный юго - западный угол, возле которого прежде к дому примыкала оранжерея с зимним садом.
Декор фасадов несколько суховат и электичен. Цоколь, плоские лопатки на углах объемов и простые карнизы с сухариками в завершении стен близки к позднему классицизму. Более нарядны завершенные пологими щипцами ризалиты с пилястрами по краям и нишам в центре. Своеобразны окна с пологими лучковыми перемычками и тройные ренессансные арки в надстройках ризалитов. Карниз бельведера с машикулями явно навеян архитектурой крепостных башен.
В интерьере анфиладная система планировки объединена с коридорной. В центре, за лоджией, расположен большой прямоугольный зал. По его сторонам в ризалитах находится два вытянутых вглубь помещения: справа столовая и слева парадный вестибюль, к которому с юга примыкает просторная пятигранная гостиная. Помещение со срезанным углом, открывавшееся в зимний сад, служило будуаром. Северную двухэтажную часть дома с отдельным входом занимали небольшие жилые комнаты, связанные между собой коридором. В подвале этой части здания располагались кухня, кладовая и прочие хозяйственные помещения. Перекрытия всех помещений плоские, деревянные.
Декор фасадов несколько суховат и электичен. Цоколь, плоские лопатки на углах объемов и простые карнизы с сухариками в завершении стен близки к позднему классицизму. Более нарядны завершенные пологими щипцами ризалиты с пилястрами по краям и нишам в центре. Своеобразны окна с пологими лучковыми перемычками и тройные ренессансные арки в надстройках ризалитов. Карниз бельведера с машикулями явно навеян архитектурой крепостных башен.
В интерьере анфиладная система планировки объединена с коридорной. В центре, за лоджией, расположен большой прямоугольный зал. По его сторонам в ризалитах находится два вытянутых вглубь помещения: справа столовая и слева парадный вестибюль, к которому с юга примыкает просторная пятигранная гостиная. Помещение со срезанным углом, открывавшееся в зимний сад, служило будуаром. Северную двухэтажную часть дома с отдельным входом занимали небольшие жилые комнаты, связанные между собой коридором. В подвале этой части здания располагались кухня, кладовая и прочие хозяйственные помещения. Перекрытия всех помещений плоские, деревянные.