Краткая историческая справка
Старинный город Мглин расположен на высоких, пересеченных оврагами берегах речушки Судынки, впадающей в реку Воронусу – приток Ипути. Возник город Мглин на правом возвышенном берегу р. Судынки земляным укрепленным поселением и потому долгое время именовался земляным городом. Основали Мглин наши предки – восточные славяне на возвышенности, которая ныне именуется Воздвиженская гора.
Городок утопает в зелени. Его холмистые и лесистые окрестности чаруют своей красотой. Это тихий городок, вдали от железной дороги, с населением около 8 тысяч человек.
Город Мглин входит в список 115 наиболее древних городов России. В 1 км от современного города, вверх по течению Судынки (приток Ипути), на мысу высокого правого берега находится городище, которое Карамзин считал древним Мглином, упоминаемым в Ипатьевской летописи в 1160 году под названием Зартый (Зарытый). Летописные известия о собственно Мглине относятся к 14 веку. Литовские метрики за 1387 год отмечают захват Мглина князем Ольгердом.
Исторически Мглин – город-крепость, форпост русского государства в борьбе против иноземных захватчиков: татар, литовцев, поляков, шведов, французов, немцев.
История Мглина и земли Мглинской неразрывно связана с православием и защитой рубежей российских. Недаром на гербе города, утвержденном Екатериной II, изображена триединая золотая башня – символ мужества и стойкости в защите Родины.
О прошлом города, его истории нам напоминают хорошо сохранившиеся памятники архитектуры: Успенский собор, церковь Святой Варвары, здание бывшей городской управы, где в настоящее время находится Мглинская средняя школа № 1, много в городе и других построек давних времен, формировавших его облик. Рядом с ними соседствуют новые жилые дома, современные здания предприятий и организаций. Таким образом, современность соединилась с древней историей города.
Перечень и фотоиллюстрации наиболее значимых, привлекательных, доступных для туристов объектов
Памятники градостроительства
1) Амбар расположен в центральной части города, к северо-востоку от Успенского собора, за городским парком. Это одна из немногих сохранившихся в области ка¬менных, хозяйственных построек этого времени. Здание кирпичное, со следа¬ми известковой обмазки, двускатная кровля имеет позднее шиферное покрытие.
Расположен в центре города, вблизи главной площади, поставлен по красной линии улицы. Построен для уездного предводителя дворянства И.М. Скаржинского. Кирпичное одноэтажное здание с подвалом, фасады оштукатурены. Пря¬моугольный в плане объем, вытянутый вдоль улицы, завершен кровлей на два ската. Простой декор фасадов включа¬ет замковые камни над прямоугольны¬ми окнами и простой венчающий кар¬низ.
В начале 1960-х гг. к нему при¬строен Дом культуры. Один из немно¬гих сохранившихся домов города перио¬да эклектики.
Двухэтажное кирпичное здание с поздней пристройкой, ныне оштукату¬ренное, перекрыто четырехскатной вальмовой кровлей. В первом этаже, предназначенном для торговли, окна прямоугольные, частично растесанные, во втором – арочные, с лучковыми перемычками. Скромный фасадный декор представлен пилястрами и венчающим карнизом.
4). ТЮРЬМА (ТЮРЕМНЫЙ ЗАМОК), 3-я четверть 19 века, 1-й пер. Володарского, 21.
Кирпичные стены трехэтажного корпуса с четырехскатной вальмовой кровлей оштукатурены по нижнему этажу. Все окна прямоугольные, венчающий карниз многообломный.
5). УПРАВА ЗЕМСКАЯ, вторая половина ХIХ века, Советская площадь, 17.
Расположена в центре города и игра¬ет важную роль в застройке главной площади. Построена в 1879 г. из кирпи¬ча и оштукатурена. Интересный обра¬зец уездного административного здания в области периода эклектики.
Памятники истории
На площади Советской г. Мглина расположены два мемориальных комплекса в память воинов-освободителей: памятник воинам-танкистам и мемориал воинам–освободителям с аллеей Героев.
73 уроженца Мглинского района с 1979 по 1989 год служили в далекой стране, двое из них - Михаил Быков и Михаил Штырхунов - не вернулись домой.
130 мглинских парней участвовали в чеченской войне. Жизни пятерых—Александра Ващенко, Игоря Чверткова, Игоря Никифорова, Василия Гуляева, Сергея Медведцева—оборвались на взлёте.
Объекты религиозного назначения
Главенствует в комплексе мощное здание Успенского собора, выполнен¬ное в стиле позднего классицизма и имевшее ранее две колокольни с высо¬кими шпилями (разобраны в 1930 г.). К югу от собора находится сооруженная в русском стиле церковь Варвары. Храмы окружала невысокая каменная ограда конца 19 века, расчлененная лопатками на прясла с забранными решетками полу¬циркульными арками (не сохранились). В огра¬де было несколько ворот с небольшими служебными постройками, увенчанны¬ми либо луковичными главками на вы¬соких шеях (против главного и бокового входов в церковь Варвары), либо невы¬сокими восьмериками с кокошниками и шатрами (против входа в собор). Несмот¬ря на разностильность сооружений, ком¬плекс производит впечатление цельно¬сти благодаря внушительности форм и живописности силуэта. В 1980-х гг. хра¬мы реставрированы: Успенский собор по проекту архитектора А.Г. Азарова, церковь Варвары – А.Г. Азарова и Г.П. Степаненко.
Фасадный декор собора классически строг и лаконичен. Обработка стен (за исключением портиков и ризалита) го¬ризонтальным рустом создает ощуще¬ние мощи, которое усиливают и сами портики – с массивными тосканскими колоннами на постаментах, широким ан¬таблементом, квадратными нишами во фризе и модульонами в карнизе. Расположенные по сторонам портиков прямоугольные, лишенные наличников окна с сандриками помещены в большие пло¬ские ниши. Их верхние полукруглые ча¬сти решены как проемы второго света и отделены тягой, обходящей все фасады. Завершенные карнизами барабаны про¬резаны арочными (центральный) и круг¬лыми (боковые) проемами. К западному портику ведет широкая лестница.
Просторный интерьер собора разде¬лен четырьмя мощными пилонами с арками между ними и стенами на девять пространственных ячеек. Более высокая и светлая центральная часть завер¬шена барабаном с куполом, опирающимся на подпружные арки с парусами. Над угловыми ячейками поставлены меньшие купила» на своеобразных до¬полнительных арках и парусах, благода¬ря чему эти ячейки также приобретают вертикализм. Ветви креста перекрыты коробовыми сводами с перпендикуляр¬ными их осям распалубками над подпружными арками. В восточных угло¬вых ячейках расположены гфиделы: Благовещения (южный) и Архангела Михаила (северный); над западной ячейкой устроены деревянные хоры с лестницей.
Гладкие, окрашенные масляной краской стены имеют штукатурные карнизы простых профилей. В цент¬ральной части сохранились настенные росписи 2-й пол.19в., выполненные масляной краской по штукатурке: в ку¬поле потемневшее изображение Савао¬фа, фигуры апостолов между окнами и полуфигуры евангелистов на парусах.
В классицистическом резном иконо¬стасе собора были копии икон В.Л.Боровиковского из церкви Покрова в усадьбе Новая Романовка.
Церковь Великомученицы Варвары. Вторая половина XIX века
Основное помещение храма, перерытое коробовым сводом, соединено широким проемом с алтарной апсидой, имеющей лотковый свод. В конце 19 - начале 20 веков в алтарной нише написана масляными красками в духе позднего академизма композиция "Моление о чаше". Тем же временем датируется трехъярусный иконостас – типичный памятник русского стиля. Его декоративное убранство состоит из килевидных и трехлопастных обрамлений икон верхнего яруса, разнообразной формы колонок, отделяющих иконы друг от друга, и фризов с накладной резьбой геометрического рисунка.
Объемно-пространственная компо¬зиция компактна и проста. Основной кубический объем в два света завершен пологой четырехскатной кровлей, увенчанной небольшим деревянным глухим четвериком и миниатюрным куполом-главкой с крестом. Прямоугольный в плане алтарь и короткая трапезная не¬сколько понижены. Широкий нижний четверик примыкающей с запада двухъя¬русной колокольни растянут по оси се¬вер-юг, а узкий верхний, с арками зво¬на, прежде был завершен шатром.
Декор фасадов состоит из граненых полуколонок на углах объемов и раскрепованных над ними карнизов, под которыми помещен оригинальный аркатурный пояс. Арочные окна (по два на боковых фасадах четверика, по одно¬му на алтаре и трапезной) заключены в рамочные наличники с рустованными боковыми частями и тремя небольшими нишками-ширинками под подоконной тягой. Окна второго света четверика небольшие, круглые.
Внутри алтарь полностью открыт в центральный объем, а трапезная соеди¬нена с ним проемом, как и с нижним яру¬сом колокольни, служившим притвором. Перекрытия плоские, по балкам; лишь в средней части притвора сомкнутый свод, а в узких боковых - коробовые.