Мглинский район

Тел: +7 (48339) 2-10-69

Эл. почта: mgladm@mail.ru

Адрес: 243220, Брянская обл., г. Мглин, пл. Советская, 6

Село Новая Романовка


Краткая историческая справка

Село Новая и Старая Романовки расположены в южной части Мглинского района.  Села расположены на берегах реки Воронусы.
Достоверные сведения о Старой и Новой Романовке начинаются со второй половины XVII века. Деревня Старая Романовка при речке Воронусе возникла на месте бывшей буды, на землях, еще никому не принадлежащих. Основал ее знатный казак мглинской сотни Иван Романович Романовский. В 1694 г. на другой стороне Воронусы по разрешению полковника Стародубского полка Миклашевского Романовский начал «садить» новое поселение. С этого времени за старым поселением закрепляется название Старая Романовка, а за новым – Новая Романовка. Разрешение Миклашевского, данное сотнику Романовскому,  было утверждено в 1695 году гетманом Мазепой. Так возникли обе Романовки. Возникли они как свободные поселения, но потом оказались в полной крепостной зависимости от помещиков и неоднократно передавались по наследству. В дальнейшем они перешли к Турковским, а затем к Борковским, у которых находились вплоть до Октябрьской революции.
Из всех владельцев Романовок наибольшую память о себе оставил Степан Артемьевич Лашкевич. Его предки – выходцы из Белоруссии жили в Стародубе, служили в Стародубском полку, за безупречную службу получали денежное вознаграждение и пожалованные земли. Потомок этих Лашкевичей – Степан Артемьевич служил на Мглинщине, имел звание корнета, женился на Александре Андреевне Дуниной-Борковской. И в течение 1801-1807 годов все имения Борковских – обе Романовки, Ветлевка, Ормин, Лукавица стали владением С.А.Лашкевича. Владелец такого обширного имения поселился в Новой Романовке.


Перечень и фотоиллюстрации наиболее значимых, привлекательных, доступных для туристов объектов




Памятники истории

УСАДЬБА ДУНИНЫХ – БОРКОВСКИХ
Усадьба Дуниных-Борковских находится в центре большого древнего села Новая Романовка на правом берегу реки Воронуса.   Первоначальный облик усадьбы кон. 17 — 18 в. неизвестен. В нынешнем виде комплекс сложился в течении 1-й пол. — сер. 19 в. В 1811 году по заказу помещика С. А. Лашкевича построена усадебная каменная церковь Покрова, заменившая деревянный храм 1712 г. Ее интерьер украсил иконостас с иконами, выполненными в 1814-1815 гг. выдающимся русским художником В.Л. Боровиковским. Всего икон письма Боровиковского в Новоромановской церкви было 26, но они не сохранились.

/bank/redaktor/t/137183693515563.jpg

УСАДЬБА ДУНИНЫХ – БОРКОВСКИХ 1-я пол. - сер. 19 в.


Помимо икон в Новоромановской церкви более 100 лет хранилась достопамятная запись С.А.Лашкевича, в которой сообщается, что 7 сентября 1825 года он в своей деревне Лукавице на почтовой станции встречал императора Александра I и в знак гостеприимства подносил ему хлеб. А 13 сентября, сообщается далее, во Мглин прибыла его жена Елизавета Алексеевна, ночевала в доме Мглинского дворянина Косача и 14 числа слушала торжественное богослужение в храме Воскресения Христова. Торжественная встреча царя в Лукавице и царицы во Мглине  «для любопытства будущим временем» была записана в Романовской церкви белилами на массивной двери. Эта дверь в настоящее время  хранится  в городе Мглине, в районном краеведческом музее.  
У С.А.Лашкевич, женатом на  А.А.Дуниной-Борковской, детей не было. Поэтому имения в Романовках, Ветлевке, Ормино, Лукавице после его смерти перешли по наследству к детям брата его жены Дмитрия Андреевича Дунина-Борковского.
В 1853 году по проекту известного петербургского архитектора Д.Е. Ефимова для Дунина - Борковского выстроен великолепный каменный дом. Обширный парк, возможно, сохранил в основе планировки систему регулярного парка - сада первоначальной усадьбы. В настоящее время усадьба состоит из барского дома, церкви и парка. Утрачены отдельно стоявшая колокольня и все службы, не сохранилось также внутреннее убранство дома и храма, частично потерявшего один из портиков.   В 1970 — 1972 гг. между усадебным домом и парком построено здание школы.
Один из интереснейших усадебных ансамблей Брянской области периода позднего классицизма - начало стилизаторства. В его построении и облике сочетаются принципы регулярной и свободной планировки. Главной композиционной особью усадьбы является центральная липовая аллея, вдоль которой расположены основные постройки. Она начинается от пристани на берегу прежде существовавшего большого пруда и проходит с востока на запад более 0,5 км: В начале аллеи расположен дом, главным фасадом ориентированный на водное зеркало пруда. На полого спускавшемся к воде склоне перед домом был построен парадный партер, не препятствующий обзору здания из-за пруда. С противоположной стороны дома располагались появившиеся, видимо, в конце 19 — начале 20 в. игровые площадки (теннисная, крокетная и др.) и регулярно спланированный цветник. Западнее, отделенный  липовой аллеей, начинается зеленый массив пейзажного парка с двумя небольшими прудами, за которыми в окружении деревьев стоит церковь.


ПАРК

/bank/redaktor/t/137183707214423.jpg
Интересный памятник садово-паркового искусства периода классицизма, созданный в соответствии с принципами регулярной и пейзажной планировки. Основой планировочной структуры служит геометрическая сетка прямых аллей, плотно обсаженных липами и членящих парк на ряд крупных участков.3 Территория с юга ограничена дорогой, а с востока берегом пруда. Широкая главная аллея пронизывает парк в продольном направлении; две другие, перпендикулярны ей, делят его на три зоны. Прибрежный луг, партер, площадки и цветники вокруг дома с редкими группами кустов и отдельными деревьями образовывали, первую открытую зону парка, которая как бы обрамляла дом. Далее располагалась основная, ландшафтная часть, имитирующая естественную рощу с двумя прудами, между которыми по насыпи проходила главная аллея. Самая удаленная часть парка с несколькими небольшими лужайками была засажена преимущественно фруктовыми деревьями.
Основу озеленения парка составляют местные породы деревьев и кустарников. Аллеи обсажены главным образом липами, которые широко использованы и в ландшафтной части. Часто встречаются дуб, клен остролистый, береза; представлены также ясень, вяз, осина и другие деревья, некогда формировавшие ландшафтные группы. Целые заросли образуют лещина, боярышник, бересклет, калина и другие породы кустарника. Плодовые посадки состоят в основном из яблонь (Антоновка) груш.

ДОМ

Оригинальный образец усадебного строительства середины 19 в., выполненный в духе подражания загородным виллам итальянского Возрождения. Большое одноэтажное здание (двухэтажное в северной части) с подвалом, надстройками и бельведером сооружено из кирпича и оштукатурено. Композиция его подчеркнуто асимметрична и слагается из ряда объемов, основная прямоугольная в плане часть с четко выявленным цоколем имеет на главном, обращенном к пересохшему пруду восточном фасаде два ризалита со скругленными углами и глубокую лоджию между ними с четырьмя тосканскими колоннами. Над ризалитами (в левом расположен главный вход) поставлены невысокие надстройки второго этажа: правая смыкается с надстройкой всей северной части здания; к левой примыкает двухъярусная башня - бельведер, венчающая юго — восточный угол дома и доминирующая в силуэте здания. Живописность композиции усиливают пятигранный выступ бокового южного фасада и срезанный юго - западный угол, возле которого прежде к дому примыкала оранжерея с зимним садом.
Декор фасадов несколько суховат и электичен.  Цоколь, плоские лопатки на углах объемов и простые карнизы с сухариками в завершении стен близки к позднему классицизму. Более нарядны завершенные пологими щипцами ризалиты с пилястрами по краям и нишам в центре. Своеобразны окна с пологими лучковыми перемычками и тройные ренессансные арки в надстройках ризалитов. Карниз бельведера с машикулями явно навеян архитектурой крепостных башен.
В интерьере анфиладная система планировки объединена с коридорной. В центре, за лоджией, расположен большой прямоугольный зал. По его сторонам в ризалитах находится два вытянутых вглубь помещения: справа столовая и слева парадный вестибюль, к которому с юга примыкает просторная пятигранная гостиная. Помещение со срезанным углом, открывавшееся в зимний сад, служило будуаром. Северную двухэтажную часть дома с отдельным входом занимали небольшие жилые комнаты, связанные между собой коридором. В подвале этой части здания располагались кухня, кладовая и прочие хозяйственные помещения. Перекрытия всех помещений плоские, деревянные.


Село Разрытое


Краткая историческая справка

Село Разрытое, расположенное в 15 км  от Мглина возникло, как уверяют  исследователи, задолго до нашествия татаро-монголов на Киевскую Русь.  Остались только древние курганы – свидетели многовековой истории поселения.
Село Разрытое возникло небольшим восточно-славянским поселением в истоке реки Воронусы.
Старинные литературные источники свидетельствуют, что Разрытое претерпело много бед от княжеских неурядиц и монголо-татарского разорения в период феодальной раздробленности Киевской Руси.
Село Разрытое было владением графов  Гудовичей.  
Село Разрытое… Здесь всё пропитано историей. История этого места — это история веры и неверия, мечты и реальности, легенд и документов. Вокруг неё выстраивается потрясающая картина   верности и предательства людей, заблуждений и поисков истины, лукавых страхов и исповедничества.
Человек, стремящийся видеть чуть дальше «видимого очами», не может равнодушно пройти мимо святынь Разрытого.  Чем же так притягивает Разрытое, основанное задолго до нашествия татаро-монголов на Киевскую Русь?


Перечень и фотоиллюстрации наиболее значимых, привлекательных, доступных для туристов объектов


Объекты религиозного назначения
/bank/redaktor/t/137183727617173.jpg

Свято-Троицкий Покровский монастырь в имении княгини Голицыной
(в девичестве графиня Гудович)

Лучше всего историю любого места молчаливо рассказывают сохранившиеся достопримечательности. Всё, что дошло до наших дней,— это расположенные в двух километрах от селения курганы и руины   трёхпрестольного (в честь Святой Троицы, Покрова и Михаила Архангела) каменного храма во имя архангела Михаила, построенного в центре села на месте одноименной деревянной церкви в 1834 году. Даже разрушенный он не утратил своей красоты и величия и производит неизгладимое впечатление на всех, кто посещает Разрытое.




/bank/redaktor/t/137183734118001.jpg
В селе было имение графа Василия Гудовича. В 1781 году здесь имелось 28 дворов и 35 хат. Имение располагалось на возвышенной местности, было окружено вековым сосновым бором. На севере — обширное озеро, на западе — фруктовый сад, с южной стороны — парк с искусственно выращенными деревьями разных пород, со множеством живописных аллей и дорожек. Но не только и не столько этим интересно и известно Разрытое. Дворянских имений в России было немало, но далеко не в каждом был монастырь. В Разрытом - был. Имение по наследству досталось дочери графа княгине Александре Васильевне, вдове вице-адмирала, директора инспекторского департамента Морского министерства М.П.Голицына. Она-то и основала, уже будучи вдовой, в июле 1900 года женскую общину — Свято-Троицкую Покровскую — по образу уже существовавших к тому времени Александровской (Санкт-Петербург) и Марфо-Мариинской (Москва) женских общин, созданных особами, принадлежавшими к царской семье. Такие общины являлись своеобразными женскими монастырями в миру, там не требовали пострига в инокини. Так называемое белое монашество. Женщины в возрасте от 21 до 40 лет давали обет безупречного поведения, аскетического образа жизни и отречения от  мирских соблазнов. Их жизнь и труд определялись уставом, подобно монастырскому. Устав утверждал Святейший Синод. На благое дело княгиня А.В.Голицына пожертвовала 50 тысяч рублей, из которых 35 тысяч выделялись на строительные нужды, 15 тысяч — на содержание общины и священника. Не пожалела и 1000 десятин земли своего имения. В 1904 году по решению Синода Разрытовская община стала женским монастырём. К 1907 году здесь насчитывалось до 80 инокинь, существовала школа-приют для девочек-сирот, богадельня, куда помещались не только постаревшие и больные монахини, но и беспризорные немощные старушки. Обитель процветала, если так можно выразиться о духовном месте,— вплоть до октябрьской революции 1917 года.
В декабре 1917 года по решению Мглинского уездного исполкома монастырское имущество переписали и объявили народным достоянием и, как тогда было принято, просто разграбили. Земельные угодья обители — 1012 десятин 1500 сажень — были переданы Разрытовской сельхозшколе. Лишь в апреле 1918 года по просьбе игуменьи власть имущие наделили-таки монашек землёй — по 8 десятин на сестру, тут тебе и пашня, и сенокос. С ноября 1917 по июнь 1918 года для нужд Красной Армии было конфисковано 7 лошадей, крытый фаэтон, бричка, 4 быка, 15 коров, 4 свиньи, 4 овцы и 200 пудов сена. Кроме этого Мглинский уисполком потребовал выдачи 20 тысяч рублей из неприкосновенного монастырского капитала. Активное участие в разграблении монастыря приняли и местные крестьяне: утащили оттуда 120 пудов сена, три овцы, 12 колод пчёл.

/bank/redaktor/t/137183744211951.jpg

Памятная табличка, где по преданию исчезла матушка Екатерина

Постепенно и монастырские здания отходили «на нужды советской власти». В апреле 1918 года сюда, в Разрытое, перевели детский приют, устроили здесь фельдшерский пункт — всё за счёт построек обители. Весной 1919 года новая беда — эпидемия сыпного тифа, унесшая немало жителей Разрытого и   монастыря.
События нарастали, как снежный ком. 24 июня 1921 года президиум Мглинского уисполкома Гомельской губернии принял постановление о ликвидации монастыря в Разрытом. Председатель исполкома Андросенко считал, что обитель «является контрреволюционным гнездом на четыре уезда Гомельской губернии, во главе которого стоят игуменья Ващенко и священник монастыря Красногорский…». Обычная для того кровавого и безбожного времени формулировка. Всё имущество обители было конфисковано и частично использовано для оборудования партклуба. Возмущённые произволом местных властей, члены Унечского церковного совета Никольской церкви обратились с жалобой к председателю ВЦИК М.И. Калинину и  в Гомельский губисполком. Калинин распорядился предоставить жильё 160 «выселенным» разрытовским монашкам. Но пока суд да дело, монахини разбрелись по миру. Так угасла жизнь Свято-Троицкого Покровского женского монастыря в селе Разрытом.  
Только духовная жизнь в местах, избранных Богом, не угасает навсегда. Приходит время — и возрождается… Незадолго до Великой Отечественной войны в Разрытом поселилась странница Божия Екатерина. Сама родом из Суземки, с детских лет скитающаяся по России, по монастырям, она и раньше как-то приходила в Троицко-Покровский монастырь, но её не приняли. Когда окончательно осела в Разрытом, жила в баньке местного жителя Сергея Васильевича Борщова на Петровском конце села. Вокруг неё собрались верующие. Молились. Саму матушку Екатерину ещё при жизни многие жители Разрытого почитали за святую. Была она, как уверяют те, кто её знал, пророчицей и провидицей. В праздники и по выходным дням по лугу вереницей шли со всей округи верующие и просто мирские люди к домику матушки.

/bank/redaktor/t/137183752315891.jpg

Видно и правда, не стоит село без праведника. У дороги на подъезде к Разрытому Екатерина повелела соорудить десятиметровый деревянный крест. Сама часто ходила молиться к большому старому и засохшему, с выжженным нутром дубу. И однажды произошло то, что произошло: дуб вдруг зазеленел. Выпустил листочки — как людей с ожившей верой в душе. И с той поры дуб, выжженный и вымученный, всё зеленеет. В этом любой приезжающий в Разрытое может убедиться. Говорят, кто возле него помолится, к тому откровение Божие приходит. История жизни матушки Екатерины обросла легендами и мифами. Каждый волен верить или не верить известным фактам, собранным в книге «Слово о  Матушке Екатерине Евлампии Евлампий (село Разрытое)», вышедшей в Москве в августе 1999 года. Когда началась Великая Отечественная война, многие перед отправкой на фронт приходили к матушке за благословением. Кого крестом благословила, тот убит был, а кого просфорой — тот жив оставался. Во время немецко-фашистской оккупации сказала, что немцы в Разрытое не войдут. Так и случилось — не вошли в село немцы ни разу за два долгих года оккупации. Матушка Екатерина говорила, что «в монастырском доме разрытовском сначала будут беситься, потом лежать, потом качаться, а потом снова будут молиться». Так и вышло: после революции в монастыре устроили клуб, потом здесь была больница, затем роддом. Сейчас в этом доме снова молятся.
Но обо всём по порядку.
Матушку Екатерину забрали и увезли из села 3 июня 1959 года — во времена хрущёвских гонений верующих. Тогда за два года (1959–1960) в стране были закрыты тысячи православных храмов, многие священники были изгнаны и подвергнуты репрессиям. По поводу конфессиальной принадлежности разрытовской общины верующих было вынесено постановление: считать Матушку Екатерину и её молитвенников неправославными. Знала Екатерина свою участь: слышали люди её горький плач возле святого дуба. Сама она говорила жителям Разрытого: «Спасёте меня — возвеличу, не спасёте — обезличу». Не спасли. Да и как, кто и где мог спрятать в то время человека?.. А от Разрытого и правда сегодня, почитай, одно название осталось: захирело село, разошлись по свету его жители. Говорят, трижды
приезжали старушку немощную забирать. В первый раз властные начальники, послушав Екатерину, не решились её трогать. Во второй раз люди не дали. А в третий раз молодой врач Александр Зайцев погрузил-таки уже не встающую матушку в санитарную машину, чтобы отвезти в дом инвалидов в другой район. Врачу тому матушка сказала: «Мало, дитё, землю потопчешь. Лучше б тебе не родиться на свет». Не прошло и года, как умер тот от рака — белокровия. Легенда гласит, что когда крытая санитарная машина, увозившая Екатерину, доехала до большого Креста, мотор заглох, вдруг опустился густой туман, что в двух шагах не стало ничего видно. А когда туман рассеялся, матушки в машине не оказалось. Сама уйти она не могла, на носилках её выносили из кельи. А в Дубровку, в дом престарелых, привезли потом совсем другую старушку и выдали её за матушку Екатерину. Сбылись её пророческие слова: «Могилки моей никто не узнает». В том месте, где по преданию исчезла из земной жизни разрытовская молитвенница, теперь установлена памятная табличка. Место огорожено. С уважением к чувствам тех, кто хранит память о матушке Екатерине, отнеслись в ОАО «Брянская мясная компания» агрохолдинга «Мираторг». Когда обустраивали неподалёку животноводческую ферму «Старая Романовка», помогли обустроить и ограду возле памятного места.
Поистине удивительно, как всё связано в мире. Ни в каких дошедших до наших дней источниках не указывалось имени монастырской церкви, настоятелем которой был Дмитрий Красногорский. Но всему своё время: и памяти, и забвению, и возрождению. В 1989 году в Разрытое пришёл старец Василий Яковлевич Яцков и возродил память о матушке Екатерине. Родом он был из села Найтоповичи Унечского района, родился в 1906 году, участник и инвалид Великой Отечественной войны. В советские времена прошёл и тюрьмы, и психиатрические лечебницы, куда его отправляли за веру и убеждения.
С его приходом в Разрытое в монастырском доме снова стали молиться. И опять сбылось пророчество матушки Екатерины. На месте бывшей монастырской церкви поставил старец часовенку — там, где предположительно находился алтарь. А когда у него спросили, в честь кого, старец ответил, что было ему видение: в честь Тихвинской иконы Божией Матери. Это произошло в июле в 2004 году, в тот год из США в Россию была возвращена эта икона. Часовня Тихвинской Божией Матери в свое время была у домика матушки Екатерины. В её келье были иконы Тихвинской Божией Матери, Божией Матери Феодоровской, Казанской, Достойно есть, Милующая и Неопалимой Купины. Один из местных жителей принёс и оставил в часовне плиту с выбитыми на ней словами:
«Во имя Отца и Сына и Святаго Духа, основася сiя церковь въ честь и память Василiя Агкирскаго и Царицы Александры при державе Благочестивейшаго Самодержавнойшаго Великаго Государя нашего Императора Николая Александровича II при святительтве же Преосвященнейшаго Антонiя Епископа Черниговскаго и Нежинскаго и Настоятельницы Игуменiи Архелаи иждивениемъ Княгини Александры Голицыной В лето отъ сотворения мира 7408 от рождества же по плоти Бога Слова 1900 года месяца Iюня 4 дня»
При Свято-Троицкой Покровской общине въ память родителей Княгини Александры Голицыной усопшихъ Василия Александры со чадами».
Как выяснилось только в 2012 году, на служение в храме Свято-Троицкого Покровского монастыря в Разрытом священник Дмитрий Красногорский был благословлён самим Иоанном Кронштадским в 1902 году — благословлён иконой Тихвинской Божией Матери. Об этом старец Василий не мог знать, он оставил этот мир в феврале 2006 года, почти в 90 летнем возрасте. Прерывающаяся, по разным причинам в разное время, духовная жизнь Разрытого всякий раз в своё время
возобновляется.  
Разрытое - дивное место. Здесь красота просто разлита в воздухе. И здесь немноголюдно. Но, наверное, в таких местах и не должно толпами ходить. Здесь кажется, что мы все, земные люди, живём как-то не так, не попадаем в радостный ритм течения жизни — невидимое Вселенское дыхание.  Здесь, в с. Разрытое Новоромановского сельского поселения Мглинского района, душа попадает в этот радостный ритм жизни.


Голосование по выбору общественных территорий

Общенациональная ассоциация ТОС

Другое Дело